Либидо что это такое?
Либидо (в переводе с латинского — страсть, желание, похоть) — одно из понятий психоанализа, введенное в обиход З. Фрейдом, для облегчения диагностики и описания различных проявлений сексуальности. Под либидо как в современной психологии, понимается половой инстинкт или сексуальное желание. Фрейд же понимал либидо как некую энергию влечения человека ко всему тому, что можно подразумевать под словом «любовь», а именно: любовь к родственникам, близким людям, нарциссизм, человеколюбие, половую любовь и т.д. Оперируя понятием «либидо», Фрейд с легкостью дает объяснения причинам возникновения различных психических расстройств, таких как невроз, например, а также — описывает ход психосексуального развития человека.
Согласно все той же теории психосексуального развития человека, разработанной Фрейдом, любой житель нашей планеты (за исключением патологий) проходит следующие стадии смещения точек концентрации энергии либидо в человеческом организме:
1. Оральная стадия. Во время нахождения в данной стадии ребенок получает ни с чем не сравнимое удовольствие от сосания материнской груди. Длится, обычно, с рождения, до 1,5 — 3 лет.
2. Анальная стадия. Связана с получением ребенком удовольствия от освобождения от содержимого мочевого пузыря и толстой кишки. Продолжается примерно до достижения ребенком пятилетнего возраста.
3. Фаллическая стадия. На данном этапе происходит исследование и изучение ребенком своего тела и половых органов в особенности. На данной стадии у детей проявляется повышенный интерес к гениталиям (в данном периоде нередки случаи развития регулярной мастурбации у детей), а также — возможно развитие Эдипова комплекса у мальчиков (подсознательное соперничество с отцом и развитие ненависти к нему как к сопернику) и — комплекса Электры (аналог Эдипова комплекса у мальчиков). Данная стадия длится примерно до 7 лет.
4. Латентная стадия. На данной стадии половой интерес у детей снижается ,а нерастраченная энергия либидо перенаправляется на цели, в общем-то, далекие от секса: учеба, игры, налаживание дружеских связей. Эта стадия длится вплоть до начала периода полового созревания.
5. Генитальная стадия. Самая сложная, так как попадает на все «прелести» периода полового созревания, затем — поиска своей «общественной ниши» и постоянного (не всегда) полового партнера.
Нарушение данного пути развития, по мнению Фрейда, и есть причина множества психических расстройств. В зависимости от того, как протекало психосексуальное развитие человека, различают два типа сформировавшихся на его основе характера:
1. Генитальный характер — совокупность черт человека, определяющих его поведение, связанное с сексуальной жизнью. В данном случае человек может управлять своим либидо в зависимости от норм морали.
2. Невротический характер — характер человека, с нарушенным балансом между нормами морали и либидо. В данном случае человек не может сознательно управлять своими действиями, относящимися к категории «сексуальное поведение».
Теория Фрейда в отношении либидо является основополагающей в современной науке. Альтернативой же ей можно назвать теорию К.Г. Юнга, согласно которой либидо — это психическая энергия человека в целом, а сексуальность — всего лишь одно из ее направлений.